О речевом этикете дошкольника
Известно, что дошкольный возраст — период интенсивного овладения ребенком родной речью. За короткий период жизни продолжительностью всего в несколько лет ребенок проходит удивительный по своей стремительности путь от первых неоформленных лепетных звуков младенца до свободного оперирования богатым набором слов, грамматическим строем языка. Речь детей к концу дошкольного возраста внятна, они правильно (в норме) произносят все звуки родной речи. Уже к трем годам в активном словаре малыша 1000— 1500 слов. Он может логично построить не только простое, но и сложное, в том числе сложноподчиненное предложение, что позволяет ему высказывать различного рода суждения. К шести годам активный словарь составляет 3000— 3500 слов. Подавляющее большинство детей в этом возрасте свободно владеет родной речью.
Ее успешному развитию способствуют целенаправленные воздействия семьи и детского сада. В помощь им издается методическая литература, различного рода пособия.
Однако одна немаловажная сторона речевого развития ребенка-дошкольника, как нам кажется, не привлекает достаточного внимания родителей и семьи в целом. Не нашла она специального освещения и в литературе по семейному воспитанию. Мы имеем в виду культуру речевого поведения детей — речевой этикет. Как, например, ребенку обратиться к взрослому? В каких случаях говорить «вы», а в каких — «ты»? Какие выражения употребить, когда надо попросить о чем-либо, если совершил неловкость? Эти и многие другие элементы культуры речевого поведения (их мы рассмотрим ниже) составляют часть общего языкового развития ребенка. К сожалению, взрослые чаще всего обращают внимание на эту сторону воспитания лишь тогда, когда в той или иной жизненной ситуации обнаруживается невоспитанность ребенка. Приведу несколько примеров из собственных наблюдений. В очереди на посадку в автобус девочка лет пяти, стоявшая передо мной, обернувшись, нечаянно наступила мне на ногу (на мне были белые туфли). Малышка, заметив оставленный на них след, очень смутилась, виновато посмотрела на меня, лицо ее покрылось пятнами. Она явно не знала, как вести себя в этом случае. «Ты, наверное, хочешь сказать «извини те»? — решила я помочь симпатичной девчушке. Та утвердительно кивнула и добавила: «Пожалуйста». После этого девочка успокоилась, и мы мило побеседовали до прихода автобуса.
В квартире у моей молодой коллеги собралось несколько сотрудников, что бы обсудить некоторые вопросы совместной работы. Вдруг в комнату, где мы сидели, вбежала ее четырехлетняя: дочка с горшком в руке и громко, во всеуслышание, в самых натуральных; (непечатных) выражениях заявила о возникшей потребности. Нетрудно представить, как смущена была молодая мама. Правда, некоторые родители счи-1 тают, что ребенок может называть все «своими именами». Думается, они неправы. Хотя потребности, о которых в данном случае идет речь, так сказать, I естественны. У ребенка с малых лет должно быть воспитано чувство стыдливости, не позволяющее ни заявлять о них, ни отправлять открыто. Надо научить малыша и деликатным обозначениям их. Внушите ребенку в самом раннем возрасте (лет с полутора), что надо подойти к маме или папе, к бабушке и тихонько сказать «пи-пи» или «хочу на горшочек», а когда станет старше, уместно выражение «надо в туалет».
На одной из станций в «перенаселенный» вагон поезда вошла женщина с сынишкой лет около пяти. «Ой, как здесь воняет!» — воскликнул он (к сожалению, не без основания). «Тут посто похо пахит»,— уточнил мальчик года на два меньше первого, но, как видно, более деликатный в выражениях.
Мы ни в коем случае не призываем к чрезмерному увлечению эвфемизмом. (Слово «эвфемизм», как определяет его Толковый словарь, происходит от греческого — «говорю вежливо» и «обозначает слово или выражение для непрямого, прикрытого обозначения какого-нибудь предмета или явления, называть которое его прямым именем в данной обстановке неудобно, неприлично, непринято».) Все мы хорошо помним, как великий Гоголь в «Мертвых душах» высмеял дам из города Н., которые никогда не говорили: «Я высморкалась», а говорили: «Я облегчила себе нос» или «Я обошлась посредством платка». Нельзя было сказать: «Этот стакан или эта тарелка воняет», а говорили вместо того: «Этот стакан нехорошо ведет себя» или что-нибудь вроде этого. Изгоняя из русского языка слова, считавшиеся между ними неприличными, они заменяли их французскими, «…которые были гораздо пожестче упомянутых». Думаем, что разумная деликатность удержит родителей как от подобных крайностей, так и от грубых выражений вроде «утри сопли» (просим прощения за вынужденный неэстетичный пример), вместо того чтобы посоветовать ребенку вытереть нос.
Ребенок усваивает родную речь так называемым «материнским способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета.
Вот что писал выдающийся педагог А. С. Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребенка: «Ваше собственное поведение — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газеты,— все это для ребенка имеет большое значение».
Необходимо избавить ребенка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова.
Понаблюдайте, как разговаривают между собой дошкольники во дворе, в детском саду, на игровой площадке. Вы без труда заметите таких, кто не говорит, а кричит, безусловно, подражая кому-то из взрослого окружения.
А часто ли вы обращаетесь к своему дитя не в форме приказания, а просьбы и употребляете слово «пожалуйста», благодарите его, высказываете свое родительское одобрение по поводу проявленной им вежливости? Признаемся себе, что мы спешим отметить дурное в его поведении, а ведь малыш, еще только постигающий, «что такое хорошо и что такое плохо», так нуждается в одобрении, в образцах правильной вежливой речи.
Некоторые взрослые (в основном люди пожилые), боясь сглаза, обращаясь к малышу с самым ласковым оттенком в голосе, говорят ему: «Ах ты гадкий мальчишка» или «У, противная девчонка». И ребенок таким же образом «беседует» с любимым мишкой, полагая, что произносит ласковые слова.
Среди детей (не только дошкольного возраста) распространено употребление имен собственных в пренебрежительной форме: «Колька», «Анька», «Ленка» и т. п. Этим они отнюдь не обязательно выражают соответствующее данной языковой форме отношение. Порой даже не осознают оттенка, придаваемого суффиксом «-к-». Но тому, кого так называют, это может быть (и справедливо) неприятно и даже обидно. А ведь мы зачастую сами подаем ребенку пример такого обращения, когда говорим о своих знакомых «Машка», «Петька». Нередко родители «любовно» называют своего сынишку или дочку не иначе, как «Вовка», «Катька». Ребенок, конечно, не обижается, так как уверен в их любви. Но этим притупляется свойственное дошкольникам обостренное чувство языка. Да и пример для подражания ребенок получает не из лучших.
Выражения «доброе утро», «спокойной ночи» являются неотъемлемыми составными речевого этикета ребенка, как и слова «здравствуйте», «до свидания», произносимые приветливо, с улыбкой. Ведь мимика и интонация имеют порой не меньший смысл, чем само содержание высказывания. Так, сердито произнесенное приветствие может быть воспринято как выражение неприязни.
Неплохо приучить ребенка здороваться при посещении почты, обувной мастерской или каких-то других учреждений службы быта, если вы туда заходите с ним. А поступаете ли так вы сами? Слова приветствия настраивают обе стороны на дружелюбный лад.
С четырех лет дети должны приветливо здороваться, входя в группу детского сада, в квартиру соседей, а уходя, так же приветливо говорить: «До свидания». Заменители этих выражений — «здорово», «чао», «будь» и т. п., которые так распространены теперь среди подростков, молодых людей, могут проникнуть и в лексикон дошкольников. Учить ребенка подобным способам приветствия и прощания вы, конечно, не станете, но уж коль скоро он их перенял, объясните, что эти выражения применимы только в отношениях со сверстниками, но не со взрослыми.
Приучите сынишку или дочку всякий раз, когда понадобится вещь, принадлежащая другому члену семьи, товарищу, спрашивать разрешения. Например: «Мама, разреши взять твою косынку?», «Таня, можно взять твой карандаш?» и т. п. Спрашивая разрешения, ребенок тем самым выражает уважение к правам другого человека. А вежливая форма почти гарантирует успех. Сколько детских конфликтов может быть предупреждено, если вовремя воспитать у ребенка привычку просить разрешения! Бабушка спрашивает у Коли: «Ты почему обидел Таню?» «А зачем она у меня без спросу книгу взяла!» — возмущенно отвечает Коля.
Речевой этикет предписывает внимательно слушать говорящего, не перебивать, усиленно не жестикулировать, рассказывая о чем-либо, не говорить с набитым пищей ртом. Всему этому также надо учить детей.
«Волшебное слово» — это меткое выражение хорошо известно нашим малышам. Но все ли им пользуются? Напоминайте вашему ребенку, чтобы он не забывал о «волшебной силе» слова «пожалуйста», обращаясь с той или иной просьбой к взрослым или к сверстникам.
Свой совет автор также сопровождает им: с самого раннего возраста приучайте, пожалуйста, своих детей выражать благодарность словом «спасибо». (Не правда ли, слово «пожалуйста» придало приятный оттенок нашей рекомендации?) К этому малыша начинают приобщать еще до того, как он научится произносить свои первые слова: учат кивать головой в знак благодарности. Так подготавливается благоприятная почва для того, чтобы вскоре после года ребенок мог произнести к месту «спасибо» (правда, на первых порах он может воспроизвести только часть этого слова). Вспоминается в связи с этим такой курьезный случай: родители, желая приучить десятимесячную Светочку благодарить, не только сами кивали головой, но не полагаясь (и напрасно!) на то, что дочь станет подражать им, своей рукой наклоняли ее головку. В результате к году девочка твердо усвоила «правило»: всякий раз, когда ей что-либо давали, она говорила «скажи спасибо», клала свою ручку себе на голову и кланялась.
К двум годам ваш ребенок может научиться регулярно благодарить после еды, произнося «спасибо». Однако и старшему дошкольнику приходится порой напоминать об этом.
Если двухлетний малыш говорит взрослому «ты», в его устах это звучит даже мило. Но с четырех лет дети уже могут и должны, обращаясь к взрослому, говорить ему «вы» и называть по имени и отчеству (кроме родителей, бабушки, дедушки — самых близких родных). В русской классической литературе можно встретить обращение к родителям на «вы». Это устаревшая форма почти не встречается в наше время; демократическому настрою современной семьи больше соответствует обращение членов семьи друг к другу на «ты». Бабушку и дедушку, особенно если они живут в отдаленной местности и редко встречаются с внуками, случается, называют и на «вы». Все зависит от желания старшего поколения.
Стоит задуматься и над тем, что в некоторых семьях «мамка», «папка» — обычное обращения. Выше мы отмечали, что ребенок, употребляя существительное, имя собственное в уничижительно-пренебрежительной форме, придаваемой суффиксом «-к-», не всегда имеет в виду выразить соответствующее отношение. И все же правильнее будет, если он не станет использовать эту форму. Нет-нет да и услышишь еще (чаще в сельской местности) обращение: «маманька», «папанька». В литературном отношении правильнее, если дети называют родителей «мама», «папа», не избегая, конечно, и ласкательных форм: «мамочка», «папочка».
А родителей своих родителей с точки зрения речевого этикета предпочтительнее называть «бабушка», «дедушка», «бабуся», «дедуся», чем «баба», «дед».
Мы уже подчеркивали значение примера родителей в овладении ребенком правилами речевого поведения. Однако и взрослые не всегда знают, какие выражения, обращения наиболее уместны в тех или иных случаях. Вот, например, широко распространенное в последнее время обращение к незнакомому человеку по признаку пола, естественно, режет ухо многим из нас.
Как часто мы слышим: «Женщина, вы уронили перчатку»; «Мужчина, прокомпостируйте, пожалуйста, билетик» и т. п. Таким способом заполняется образовавшийся вакуум: ведь распространенные после революции обращения «товарищ», «гражданин», «гражданка» во многих ситуациях звучат слишком официально и не всегда применимы, если в контакт вступают люди, далекие по возрасту. К сожалению, взамен этих выражений (или в дополнение) пока не предложено ничего такого, что сочли бы возможным принять широкие слои населения. Неэтичность такого рода обращений становится особенно очевидной, когда мы слышим их из уст ребенка. «Женщина, — обратилась ко мне, пожилому человеку, девочка лет шести, — вы последняя?» Стоявшие поблизости покупатели переглянулись, видимо, не только мне, но и им стало как-то неловко. А ведь дети дошкольного возраста в этом отношении находятся в выигрышном положении: вполне уместно будет, если они обратятся со словами: «тетя», «дядя». Можно посоветовать ребенку также использовать такие выражения: «скажите, пожалуйста», или «извините, пожалуйста» — и затем изложить свою просьбу или вопрос.
Речевой этикет тесно связан с характером человека. Освоение ребенком правил речевого поведения способствует формированию положительных качеств личности. Сначала малышу объясняют, как надо выразиться в том или ином случае, что надо сказать, и он поступает таким именно образом, выполняя указание взрослого или подражая ему. Постепенно у него вырабатывается привычка, благодаря которой он может поступать в соответствии с правилами речевого этикета задолго до того, как сможет осмыслить их значение. Так, исподволь формируется вежливость в обращении как черта характера. В старшем дошкольном возрасте ребенок проявляет вежливость в своем речевом поведении вполне осмысленно.
Не менее важна и обратная зависимость: речевого поведения от характерологических качеств. Так, например, для того, чтобы ребенок приветствовал при встрече взрослых, сверстников и выполнял другие правила речевого этикета в общении с ними, надо воспитывать у него доброжелательность, уважительное отношение к старшим, к товарищам.
Несмотря на взаимозависимость речевого поведения ребенка и характера, не всегда можно судить о чертах его характера (в дошкольном возрасте они вообще еще в стадии формирования) на основе одной только речи. Не раз отмечалось, что дети, легко перенимая услышанные слова и выражения, не всегда могут оценить их с точки зрения благопристойности. К ужасу родителей, это могут быть бранные слова, услышанные где-нибудь на улице. В таком случае следует спокойно, не теряя самообладания, объяснить ребенку, что это плохое слово, которое не следует повторять. Если чрезмерно не акцентировать на нем внимание, малыш вскоре забудет его.
Вот пример из биографии автора: когда мне было лет 5—6, в семье моего товарища по играм (ныне доктора технических наук) я услышала, как его мама возмущенно допрашивала домработницу: «Ты где шлялась?» Этим новым словечком я решила «щегольнуть», задав тот же вопрос моей маме, когда она вернулась после продолжительного отсутствия. На всю долгую жизнь запомнился этот случай и мой конфуз, когда мама в доступной форме объяснила мне бестактность моего вопроса.
В высказываниях некоторых детей слишком часто звучит слово «хочу», за которым нередко кроются эгоистические начала: «Хочу эту куклу», «Хочу кататься» (о чужом велосипеде), «Хочу пить из этой чашки» — только и слышишь из уст иного малыша. Конечно, не в слове дело, но все же стоит призадуматься над этим и уж во всяком случае не потакать бесконечным «хочу» и «не хочу». Научите ребенка пользоваться выражениями: «разрешите, пожалуйста», «можно поиграть этим мячом?» и т. п.
Речь некоторых детей изобилует разного рода оскорбительными кличками, конечно же, не ими выдуманными. Если в семье ребенок то и дело слышит «растяпа», «дурень», «разгильдяй», «негодник», эти слова прочно входят, в его собственный лексикон и никак не украшают ни его речь, ни отношения с теми, кому адресуются.
Если вы считаете нужным сделать ребенку замечание, постарайтесь выбрать тактичные выражения и не выговаривайте ему на людях. Лучше это сделать, оставшись наедине с ним.
Обратите внимание ребенка на то, что не следует поправлять говорящего взрослого, указывать на речевые ошибки, неточную передачу событий или какие-то другие промахи.
Одним из эффективнейших средств воспитания речевого этикета является рассказывание ребенку сказок, чтение доступных его пониманию произведений детской художественной литературы. Беседуя с ним о прочитанном, подчеркивайте особенности речевого поведения персонажей.
Освоение ребенком речевого этикета в доступных его возрасту пределах повышает культуру его речи, а также и языковое чутье.
Чернушенко И.А.
педагог дополнительного образования