Тот, кто уже не помнит собственного детства совершенно отчетливо, — плохой воспитатель.
Мария Эбнер-Эшенбах
Советы воспитателю для создания благоприятного психологического климата в группе:
Помните, что особенности возраста и подход к детям – понятия взаимозависимые. Например, содержание и форма требований не могут быть одинаковыми и для самых маленьких и для старших детей. К самым маленьким педагог проявляет особую теплоту. Он умеет пожалеть, посочувствовать, создать у ребенка ощущение защищенности. Это, конечно, не означает, что дети постарше не нуждаются в чуткости, заинтересованности от педагога. В установлении душевных связей со старшими детьми от него требуется еще и умение давать объяснения, аргументировать запрет, серьезно разговаривать, шутить.
Создавайте в группе единую систему традиций и ценностей, этому способствуют ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые групповые мероприятия, празднование дня рождения воспитанников.
Особое внимание следует обратить на детей с низким социальным статусом: привлекать их к совместной деятельности группы; найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности; чаще хвалить и поощрять их в присутствии всей группы, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.
Планируйте работу на занятиях или во время досуговых мероприятий, утренников в микрогруппах (парах, тройках, четверках). Минигруппа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивирована на достижение успеха, а между группами необходимо создать ситуацию соперничества. Распределяйте между воспитанниками поручения.
Помните в общении с каждым ребенком необходима опора на его положительные качества. Плохих детей нет. Отдельные отрицательные черты у ребенка – результат неправильного воспитания.
Пусть утром для каждого ребенка у Вас найдется приветливая улыбка и правильно подобранная речевая настройка (например, я очень рада тебя видеть, мы с детками очень тебя ждали и др.)
Обращайтесь к каждому ребенку только по имени.
Проявляйте чуткость к эмоциональному состоянию ребенка.
Адресуйте порицание на действия ребенка, а не на его личность.
Воспитывая детей, стремитесь:
— любить ребенка таким, каков он есть;
— уважать в каждом ребенке личность;
— не сравнивать детей с другими детьми, не унижать;
— никогда не наказывать детей по пустякам, а объяснять причины недовольства поступком;
— никогда не оскорблять – детство для радости, а не для слёз;
— хвалить от души, верить, доверять, прощать искренне;
— не лгать ребёнку ни в крупном, ни по мелочам; дети по природе хоть и доверчивы, но очень чутки на правду и ложь;
— разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном;
— поощрять стремление ребенка задавать вопросы;
— сделать родителей своими союзниками в деле воспитания;
— быть не рядом, а вместе с ребёнком.
В детском саду запрещается:
- приходить к детям с плохим настроением;
- оставлять детей одних;
- кричать на детей;
- унижать и угрожать ;
- выставлять проступки детей на всеобщее обозрение;
- обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.