Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, умственного, нравственного и физического развития человека. В период от трёх до семи лет ребёнок интенсивно растёт и развивается. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе и живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.
Главное в воспитании свободного, интеллигентного, культурного человека в дошкольный период – формирование гармоничной, творчески активной личности, ответственной за себя и окружающий мир. В этом смысле искусство театра призвано оказать огромное влияние на образовательный процесс.
Воспитание театром – это воспитание средствами театрального искусства. Посвящение в тайны театра, как вида художественного творчества, начинается со знакомства с разнообразными элементами театральности и образованием живого, непрестанного интереса к ценностям театральной культуры, к её традициям, раскрывающимся в той или иной степени в текущем состоянии театрального процесса.
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики. Понимание детского творчества, важно для взрослого не только в смысле осознанного управления ребёнка, но и для осознания зрелого творчества, поскольку в его истоках, зародыше заложено, и может быть, ярче проявляется то, что характерно, но более скрыто в деятельности взрослого человека.
Как вдохновить ребёнка? Зажечь в нём желание самому творить свой внутренний мир? Это трудно. Прежде всего, его нужно научить самому простому – находить радость в каждом мгновении прожитой жизни, научить видеть вокруг себя прекрасное: стрекот кузнечиков, пение птиц, шелест опавшей листвы под ногами…
Известно, что переживание чувства наслаждения прекрасным – это первое побуждение к творчеству.
Как известно, театр является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. Специфическим средством выражения смысла и содержания в театре выступает сценическое представление, возникающее в процессе игрового взаимодействия актёров.
Воспитательное значение театрализованной деятельности заключается в формировании уважительного отношения друг к другу, развитии чувства коллективизма и партнёрства.
По своей природе театральное искусство наиболее близко детской ролевой игре, которая складывается как основа относительно самостоятельного функционирования детского сообщества и в дальнейшем занимает позицию ведущей деятельности детей.
Важнейшим компонентом детской игры и театра выступает роль, освоение и познание окружающей действительности, как её художественное отражение. В игровой деятельности роль опосредуется через игровой образ, а в театре – через сценический. Сходными являются и формы организации этих процессов: игра ролевая и актёрская. Таким образом, театральная деятельность отвечает природе этого возраста, удовлетворяет основную потребность ребёнка – потребность в игре и создаёт условия для проявления его творческой активности.
Театральное творчество – творчество коллективное и оно сосредотачивает своё внимание на исследование личности, раскрытие её внутреннего мира, порождает множество новых сценических образов. Использование театрализации в непосредственно-образовательной деятельности дают детям прекрасную возможность закрепить коммуникативные навыки, стимулируют развитие внимания, памяти, речи, восприятия. И в результате происходит расцвет творческого воображения.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём её разнообразии – через образы, краски, звуки, музыку. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъяснятся.
Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.
Заучивание роли прекрасно тренирует память. Особенно, если ребёнку интересно то, что необходимо запомнить, в данном случае его роль – образ выбранного героя.
В процессе музыкально-театральной деятельности у детей развивается музыкальность как комплекс музыкальных способностей, складывающийся в результате систематических занятий по восприятию музыки, занятий пением и движением под музыку. Повышается эмоциональная отзывчивость, развивается ориентация в эмоциональном содержании, которая базируется на умении различать чувства, настроения, сопоставлять их с соответствующими актёрскими проявлениями.
Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся интеллектуального и художественно-эстетического воспитания ребёнка, она неисчерпаемый источник развития чувств и эмоциональных открытий. В результате ребёнок познаёт окружающий мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу, познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Театрализованные игры. Что это? Или как играть с детьми дома?
Известные классификации театрализованных игр не учитывают их главной сути – средств изображения, которыми пользуются участники игры. Выразительность театрализованной игры от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают тему, сюжет.
Все театрализованные игры делятся на две основные группы: режиссёрские игры и игры – драматизации.
К режиссёрским играм можно отнести настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Тут ребёнок или взрослый сам не является действующим лицом, он
создаёт сцены, ведёт роль игрушечного персонажа – объёмного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребёнка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.
Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребёнок или взрослый в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности – интонации, мимику, пантомиму.
Разновидности режиссёрских игр
Настольный театр игрушек. В этом театре используются самые разнообразные игрушки – фабричные и самоделки, из природного и другого любого материала. Здесь фантазия не ограничивается, главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.
Настольный театр картинок. Все картинки – персонажи и декорации – нужно сделать двухсторонними, так как неизбежны повороты, а чтобы фигурки не падали, нужны опоры. Действия игрушек и картинок в настольном театре ограничены. Но не следует их поднимать и переносить с места на место. Состояние персонажа, его настроение передаёт интонация ведущего – радостная, грустная, жалобная. Персонажи до начало игры лучше не показывать. Не надо много времени тратить на приготовления, надо привлекать детей, приучать их фантазировать, придумывать новые оригинальные детали к декорации и тогда всем будет интересно.
Стендовые театрализованные игры
Стенд – книжка. Для игр типа путешествий удобно использовать стенд – книжку. По ходу переворачивая листы стенд – книжки, демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи, которые происходят в пути. Так же можно иллюстрировать эпизоды из жизни детского сада.
Фланелеграф. На картинки можно наклеивать и кусочки наждачной бумаги или бархатной. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов, можно и дорисовать. Этот вид игр позволяет легко изображать массовые сцены.
Теневой театр. Здесь необходим экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные чёрные плоскостные персонажи и яркий источник за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Очень интересные изображения получаются при помощи пальцев рук. Нужно только сопровождать показ соответствующим звучанием. Чтобы показать сценку с несколькими персонажами одновременно, нужно установить планку , на которой можно укреплять фигуру.
Разновидности игр – драматизаций
Участвуя в играх – драматизациях, ребёнок как бы входит в образ, перевоплощается, живёт его жизнью. Атрибут – признак персонажа, который символизирует его типичные свойства. Ребёнок, надевая на себя маску, должен сам с помощью интонации, мимики, жестов, движений создать образ.
Игры – драматизации с пальчиками. Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей. Например, в сказке «Репка» друг за другом появляются новые персонажи. Такой спектакль может показать один ребёнок с помощью своих пальцев. Показ таких сказок с массовыми сценами возможен благодаря пальчиковым атрибутам.
Игры – драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движение её головы, рук, туловища осуществляют с помощью движений пальцев, кисти рук. Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Когда дети увидят игру взрослого с куклами бибабо, они скорее всего тоже захотят сами водить их. Покажите ребёнку, как следует двигаться кукле, как её водить по ширме.
Импровизация – разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки – пожалуй, самая сложная, но и наиболее интересная игра. К ней готовят все предыдущие виды театра. Подготовьте их к этому – вместе придумайте тему, обсудите, как её изобразить, какие будут роли, характерные эпизоды. Театрализованные игры как разновидность сюжетно – ролевых игр сохраняют их типичные признаки: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения.
Чем хороши театрализованные игры?
Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуются у них неизменной любовью. За что? Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать, над неудачами героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость… Любимые герои становятся образцами для подражания. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие, радость.
Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворить разносторонние интересы детей. Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
Если детям создать условия для самостоятельных театрализованных игр, они смогут подражать игровым образам, общаясь друг с другом. Во время подготовки и разыгрывания спектакля разговаривать с детьми нужно вежливо и ласково.
Эстетическое влияние на детей оказывает выполнение со вкусом оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает их вкус, воспитывает чувство прекрасного. Эстетическое влияние театрализованных игр может быть и более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному.
В этом смысле театрализованные игры приравниваются к подвижным играм, так как дети в них не столько зрители, сколько активные участники.
Как развивать и воспитывать детей в игре?
Для этого, прежде всего, необходима правильная организация театральных игр. Основными её требованиям являются:
— содержательность и разнообразие тематики;
— постоянное, театрализованное включение игр во все формы организации педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно – ролевые игры;
— максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;
— сотрудничество детей друг с другом ИСО взрослыми из всех этапах организации театральной игры.
Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, определяются требованиями программы воспитания для каждой возрастной группы детского сада. Творческое развитие темы начинается с подготовки сценария игры по сюжету литературного произведения: сказки, рассказа, стихотворения. Далее предполагается импровизация детей на заданную или избранную тему.
Самостоятельность детской игры зависит от того, знают ли дети содержание сказки, сценария.
Вначале воспитателю лучше самому читать текст, привлекая детей к проговариванию отдельных фрагментов. Никогда не требуйте его буквального воспроизведения. Читая стихотворные тексты, подключайте по возможности детей. Пусть они активно участвуют в диалоге с вами, подыгрывают основной сюжетной линии, имитируют движения, голоса, интонации персонажей игры.
Каждому ребёнку хочется сыграть роль. Но как это сделать, чтобы испытать удовлетворение самому. Мало выразительные интонации, однообразные движения порождают неудовлетворённость, потере интереса к игре, а следовательно, снижению эмоционального воздействия на детей. Прежде чем учить детей выразительности, проверьте ли вы сами к этому. Итак, ваша речь служат первыми образцами для подражания.
Музыкальный руководитель
Верещетина И. С.