Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО)
Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, формированию и развитию личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования – нормативный документ, позволяющий реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
- Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как Гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании доступными средствами.
- Создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.
- Создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее – Федеральная программа) определяет единые для Российской Федерации (далее – РФ) базовые объем и содержание ДО, осваиваемые обучающимися в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее – Организации), и планируемые результаты освоения образовательной программы. Федеральная программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Цель ФОП ДО
- разностороннее развитие в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа (жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России, исторических и национально-культурных традиций
Задачи ФОП ДО
- Обеспечить единые для России содержание дошкольного образования планируемые результаты освоения образовательной программы
- Приобщать детей в соответствии с возрастными особенностями к базовым ценностям российского народа, создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
- Выстраивать, структурировать содержание образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития детей
- Создать условия для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей
- Обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия
- Обеспечить развитие физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности
- Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семье и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности
- Обеспечить достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования
Принципы ФОП ДО
- Ребенок – участник образовательных отношений, который полноценно проживает все этапы детства.
- Педагоги должны:
- выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка
- обеспечивать сотрудничество родителей и детей, совершеннолетних членов семьи, которые принимают участие в их воспитании
- поддерживать инициативу детей в различных видах деятельности
- приобщать их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
- формировать познавательные интересы и познавательные действия в различных видах деятельности
- учитывать этнокультурную ситуацию развития детей
- обеспечивать возрастную адекватность дошкольного образования, когда условия, требования, методы соответствуют возрасту и особенностям развития детей
- организовывать сотрудничество с семьей
Планируемые результаты:
Характеристики возможных достижений ребенка* даны детально
- В младенческом возрасте – к одному году
- В раннем возрасте – к трем годам
- В дошкольном возрасте: к четырем годам, пяти годам, шести годам
- К концу дошкольного возраста – на этапе завершения освоения
— Неправомерность требования от детей дошкольного возраста конкретных образовательных достижений, понимание планируемых результатов реализации ФОП ДО как характеристик возможных достижений ребенка на разных возрастных этапах и к моменту завершения ДО;
— Обозначенные в ФОП ДО возможные достижения детей «к году», «к трем годам» и т. д. имеют условный характер, что предполагает широкий возрастной диапазон для достижения ребенком планируемых результатов;
— Планируемые результаты в младенческом, раннем, дошкольном возрасте (к 4-м, к 5- ти, к 6-ти годам) и к моменту завершения освоения ФОП ДО представлены, дополнены и конкретизированы, с учетом цели и задач дошкольного образования.
Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов ФОП ДО направлена на изучение деятельностных умений ребенка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками
Цели педагогической диагностики, а также особенности ее проведения (основные формы, методы) определяются ФГОС ДО (п. 3.2.3 и п. 4.6).
Периодичность проведения диагностики, способ и форма фиксации результатов определяется ДОО.
В ФОП ДО уточнена оптимальная периодичность дважды в год: стартовая, с учетом адаптационного периода и заключительная на этапе освоения содержания программы возрастной группой.
Присутствуют уточнения об основном методе — наблюдении, других методах и методиках педагогической диагностики, а также об индикаторах оценки наблюдаемых фактов.
Материалы для ознакомления:
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования
- Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Вебинар «Федеральная образовательная программа дошкольного образования: изучаем, обсуждаем, размышляем»
- Вебинар «Федеральная образовательная программа ДО как стратегический ориентир образовательной политики»
- Рекомендации по формирования инфраструктуры ДОО и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования
- Презентация «Федеральная образовательная программа ДО как стратегический ориентир образовательной политики-2023»
ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 07 февраля 2014 г. № 01-52-22/05-382 «О НЕДОПУСТИМОСТИ ТРЕБОВАНИЯ ОТ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, НЕМЕДЛЕННОГО ПРИВЕДЕНИЯ УСТАВНЫХ ДОКУМЕНТОВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СООТВЕТСТВИЕ С ФГОС ДО» читать
С 1 сентября 2023 года в соответствии с Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования» дошкольные образовательные учреждения начали работать по новой федеральной образовательной программе – ФОП ДО.
Федеральная программа вводит базовый уровень требований к объему, содержанию и результатам работы с детьми в детских садах и позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
- обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
- создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
- создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.
Федеральная программа позволит объединить обучение и воспитание в единый процесс на основе традиций и современных практик дошкольного образования, подкрепленных внушительным объемом культурных ценностей.
Памятка для Родителей о внедрении ФОП ДО
|
Что такое ФОП ДО | ФОП (или ФООП) ДО – федеральная образовательная программа дошкольного образования |
Какая цель у внедрения ФОП ДО |
· Организовать обучение и воспитание дошкольника как гражданина Российской Федерации, формировать основы его гражданской и культурной идентичности доступными по возрасту средствами;· создать единое ядро содержания дошкольного образования;· создать единое федеральное образовательное пространство воспитания и обучения детей, которое обеспечит и ребенку, и родителям равные, качественные условия дошкольного образования, вне зависимости от места проживания |
Что входит в ФОП ДО | Учебно-методическая документация:· федеральная рабочая программа воспитания;· федеральный календарный план воспитательной работы;· примерный режим и распорядок дня групп.Единые для Российской Федерации базовые объем и содержание дошкольного образования, планируемые результаты освоения образовательной программы |
Что будет обязательным для всех детских садов | ФОП ДО определяет объем, содержание, планируемые результаты обязательной части образовательной программы дошкольного образования, которую реализует детский сад. Обязательной к выполнению станет и федеральная рабочая программа воспитания, и федеральный календарный план воспитательной работы |
Как будут применять ФОП ДО |
ФОП станет основой для разработки образовательной программы детского сада. Детские сады сохраняют право разработки собственных образовательных программ, но их содержание и планируемые результаты должны быть не ниже, чем в ФОП |
Когда детские сады перейдут на ФОП ДО |
Переход на ФОП запланирован к 1 сентября 2023 года |
Материал КРИППО
- Письмо Минпросвещения РФ 03-1321 от 16.08.2023
- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОО В СООТВЕТСТВИИ С ФОП ДО
- ФОП ДО Презентация к докладу 05.04.2023
- ФОП
-
Особенности внедрения ФОП ДО в работу ДОО Бахича Э.Э. Презентация доклада на семинаре 05.04.2023
- О направлении методических рекомендаций
- Методические рекомендации ФОП ДО
- Диагностическая карта
- Приказ №579 «Об утверждении Плана мероприятий по введению федеральных образовательных программ дошкольного образования в образовательных организациях Республики Крым, реализующих образовательные программы дошкольного образования»