«

»

Распечатать Запись

Формирование первичных представлений о космосе у детей дошкольного возраста

  КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 

                                                                                                          Астрономия – это основа общего образования… наука о звездах и планетах… без нее человек никогда не знал, какое место он занимает во Вселенной.

Камиль Фламмарион

                          С древних времен  люди наблюдали или просто смотрели на небо. Делая свои  первые шаги по земле человек, ощущал  зависимость  от неба  и вся  его жизнь  и деятельность во многом зависели от него. Наши предки хорошо разбирались и знали   «повадки» неба. Небо для них было живым существом, наполненным и  многообразно себя проявляющим. Вот это знание неба и любовь к нему необходимо воспитывать у  дошкольников.

Не так давно проблем «дошкольной астрономии» не существовало, потому что никто не воспринимал ее всерьез и  ее просто не было. Все считают, что дошкольники еще не доросли до астрономии и из окружающего их мира (комната, дом, улица, город и т.д.) Вселенная безоговорочно исключалась.

Сегодня все понимают, что детей необходимо готовить к школе. Существуют различные программы обучения и воспитания старших дошкольников, которые предусматривают ознакомление детей с окружающим миром, элементарными математическими понятиями, изобразительным искусством   и экологической культурой. Между тем «Вселенная» это не добавка к и без того перегруженной программе обучения малышей. Ознакомление с увлекательнейшей наукой о природе – это своего рода интеллектуальный подарок детям, мотивация к развитию их любознательности, появлению у них устойчивого интереса к учебе.

Во-первых, возникает вопрос о том, чему учить малышей. Можно сказать, что «дошкольная астрономия» – это первое ознакомление детей с системой представлений о мире небесных тел. И мы должны постараться систематизировать уже имеющиеся у детей разрозненные представления о Солнце, Луне, звездах и т.д.

Многие малыши уже кое-что знают о космонавтах и хотят знать, что космонавты там видят, зачем летают в Космос, и т.д. Нередко от малышей можно услышать совсем недетские вопросы. Каждый ли взрослый сумеет объяснить ребенку, какие они, эти «черные дыры»  или, «что кушает Солнышко»… Для того чтобы убедиться в том, что все это не выдумки, понаблюдайте за своими маленькими  детьми и внуками, посмотрите, какие «мультики» им нравятся больше,  прислушайтесь к их разговорам с друзьями. Многие маленькие дети с удовольствием будут  слушать рассказы о Вселенной, захотят больше узнать о ней  и играть в «астрономические игры».

Во-вторых, вопрос  выбора методов обучения.  К наиболее приемлемым видам занятий с малышами можно отнести ролевые игры (дети играют  во дворе  или в помещении  «в Солнышко», «в Луну» и т.д.) и беседы с детьми во время  прогулок. А также, через увлекательные «астрономические сказки», которые написанные в  диалогической форме. Поэтому….

В-третьих, необходимо  создание библиотеки  доступных и интересных  книжек, наглядных таблиц (картин), а возможно и  компьютерных  игр.  Рекомендуем  книги в домашнюю библиотеку:

  • Е.П. Левитан «Звездные сказки». В этой книге любимый поросенок маленькой девочки горюет из-за  того, что не может поднять голову и любоваться Солнышком и Луной. Задумавшись,  девочка осознает, что ведь и она редко смотрит на небо и почти совсем ничего не знает о нем. Ей  приходится познакомиться со светилами, которые украшают  дневное и ночное небо, поговорить с ними, узнать много интересного о них.
  • «Вселенная дошкольника», в содержании которой десять бесед и «астрономических игр» .

 

Как рассказать ребенку о бесконечности, о строении планет и звездных систем? С чего начать? Вопросов возникает множество.

С помощью изучения астрономии в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения расширяются и уточняются представления детей о природе, закрепляется умение наблюдать; формируются представления о чередовании  частей суток, времен года  и их характеристиках. А главное,  ребенок понимает, что человек – часть природы; на него возложена важнейшая функция по бережному отношению к ней, ее охране и защите. Дети учатся понимать значение солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений. Через призму знаний о космосе  организован процесс сезонных наблюдений за природой, что позволяет дошкольнику видеть мир более целостно и научно.

Образовательная область «Познавательное развитие» программы детского сада   призвана развить у детей познавательно исследовательскую и продуктивную (конструктивную) деятельность, сформировать у них целостную картину мира, расширить кругозор (наряду с задачами сенсорного развития и формирования элементарных математических представлений). Через изучение астрономии воспитывается интерес ребенка к географии. Играя в астрономию, ребенок знакомится с миром профессий, связанных с этой областью деятельности человека.

Исследовательская  деятельность  в наибольшей степени располагает необходимыми возможностями для усвоения  базовых знаний по астрономии,  является отличной информационной и экспериментальной площадкой, позволяющей создавать как индивидуальные, так и групповые проекты, а также организовывать их презентации. Дети учатся подходить к научным и культурным достижениям не только с позиций потребителя готовой информации, но в качестве маленького ученого, участника научных конференций, проводимых в игровой форме, становясь в позицию экспериментатора, исследователя, Учится задавать вопросы и находить ответы на них, ориентируясь в бездонном потоке информации.

Ребенок погружается в многообразный мир техники и науки, учится элементарно анализировать роль человека в освоении новых областей знания и оценивать влияние техногенных факторов на развитие нашей планеты и Вселенной в целом.

Через решения  познавательных задач в ходе знакомства дошкольников с космосом реализуются цели воспитания, т. е. формируются основы гражданской позиции дошкольника как представителя мира («Я – гражданин мира»), его желание сопереживать планете и ее жителям (человеку и другим живым организмам) в сложных ситуациях (например, полярным медведям в результате глобального потепления или жителям региона, подвергшегося последствиям неудачного запуска космической ракеты и т.д.).

 

 

Литература:

  1. Гурштейн А.А. – Люди и звёзды. / А.А.Гурштейн
  2. Величко О.В. – Астрономия в стихах./ О.В.Велычко. — Мин. Воды, 1999г.
  3. Левитан, Е. П.   Рождение «дошкольной астрономии»/ Е. П. Левитан

// Земля и Вселенная. — 2010. — N 6. — С.54-60

  1. Левитан Е.П. «Астрономия от А до Я»./ Е.П.Левитан.  Художники С. Волков и Г.Волкова. М.: Аргументы и факты, 1999. 81с.
  2. Куликовская И.Э., Технологии формирования у дошкольников целостной картины мира. Учебное пособие./ И.Э.Куликовская, Р.М.Чумичева. — М.: Педагогическое общество России, 2004.(стр7)
  3. Левитан Е.П. – Звёздные сказки. (М: ЛИНКА-ПРЕСС, 1994г.)(стр14)
  4.  Вселенная… дошкольника! // Земля и Вселенная. — 2009. — N 6. — С.80. — Рец. на кн.: Левитан Е. П. Беседы с малышами о Вселенной / Е. П. Левитан. — М.: Наука, 2009. — 79 с. — (Научно-популярная литература. Первый шаг в науку)(стр14)
  5. Гонтарук Т.И. – Я познаю мир: Космос /Детская энциклопедия / Изд-во АСТ  – с.398.Т.И.Гонтарук.
  6. Косова Н.Г. Энциклопедия «Я познаю мир»-перевод с французского / Н.Г.Косова. 2010г.
  7. Левитан, Е. П. Рождение «дошкольной астрономии»/ Е. П. Левитан

// Земля и Вселенная. — 2010. — N 6. — С.54-60 : ил.

Левитан Е.П. – Беседы с малышами о Вселенной. / Е.П.Левитан. — М: Наука, 2009

 

Постоянная ссылка на это сообщение: https://duz2evp.ru/?p=5098

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти теги HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>