Общеизвестно, что рождение речи в человеке – естественный процесс. Он не связан со знанием или незнанием основ грамматики того или иного языка. Ребенок, начиная говорить, никогда не задумывается над формами предложения. Если бы рождение языка шло сначала через изучение отдельных слов, затем через изучение отдельных грамматических форм, это был бы сложный путь. Речь рождается только в общении.
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической и монологической) речи, развитие связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки и обучению грамоте.
Развитию речи в детском саду уделяется очень большое внимание — организованы специальные занятия, индивидуальная работа, проводятся вечера стихов, в вечернее время воспитатели читают детям сказки, стихи, рассказы, вместе с детьми готовят их инсценировки. Ребёнок, безусловно, в той или иной степени, усваивает информацию, которую несут ему педагоги. Но намного прочнее дети усваивают то, что окружает их в семье. Главными для ребёнка всегда были, есть и будут его мама и папа, а не педагоги, какими бы хорошими они ни были.
Важно: то, чем мы занимаемся с детьми в детском саду, необходимо закрепить и повторить с детьми дома.
Предлагаем простые игры и упражнения, которые помогут детям освоить родной язык.
«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
(В скобках даны предполагаемые ответы. Дети могут дать и свои ответы, не спешите исправлять их, а спросите «почему ты так думаешь?»)
- Мама положила хлеб… куда? (в хлебницу)
- Брат насыпал сахар… куда? (в сахарницу)
- Бабушка сделала вкусный салат и положила его… куда? (в салатницу)
- Папа принёс конфеты и положил их … куда? (в конфетницу)
- Марина не пошла сегодня в школу, потому что… (заболела)
- Мы включили обогреватели, потому что… (стало холодно)
- Я не хочу спать, потому что… (ещё рано)
- Мы поедем завтра в лес, если… (будет хорошая погода)
- Мама пошла на рынок, чтобы… (купить продукты)
- Кошка забралась на дерево, чтобы… (спастись то собаки)
«КТО КЕМ ХОЧЕТ СТАТЬ?»
Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? ( Мальчики хотят сделать макет самолёта). Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу.
«ЦЕПОЧКА СЛОВ»
Суть этой игры заключается в подборе существительных и прилагательных, объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.
Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:
Кошка бывает какая?
Пушистая, ласковая, разноцветная…
Что еще бывает разноцветным?
Радуга, платье, телевизор…
Каким еще может быть платье?
Шелковым, новым, прямым…
Что еще может быть прямым?
Линия, дорога, взгляд… и т.д.
ИГРА «ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Основное правило этой игры в том, чтобы к определенному слову добавлять еще одно, дальше к получившемуся словосочетанию — еще одно слово и т.д. Причем каждый раз нужно повторять фразу целиком. Слова можно добавлять не только к концу фразы, но и в начало и в середину — лишь бы общий смысл только обогащался деталями.
Например, исходное слово «солнце»…
светило солнце;
ярко светило солнце;
на небе ярко светило солнце;
на небе ярко светило весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее солнце…
«СОЧИНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Детям предлагается 2 картинки, на которых изображены предметы. Ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.
«ОДИН — МНОГО…»
Взрослый для примера дает несколько законченных заданий, потом делает паузу там, где ждет ответа от ребенка.
«Стол — столы, сковородка — сковородки, кот — коты, сын — сыновья, дом — …., рот — … и так далее».
Вариант: «Стол — много столов, нос — много носов, дочь — много дочерей, …»
«ЧТО БЫВАЕТ… КАКОЕ БЫВАЕТ…»
Начните игру словами: «Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…» и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную — с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно (в данном случае: твердым бывает…).
Или наоборот:
«Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… » и так далее о других предметах или живых существах.
«А может мячик быть одновременно желтым и зеленым? А одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?»
Или так:
Что бывает круглое?Что бывает острое?Что бывает жидкое?Что бывает длинное? | Что бывает пушистое?Что бывает твердое?Что бывает квадратное?Что бывает ароматное?Что бывает синее? И так далее… |
«СЛОВА – ШИФРОВКИ»
Возьмите любое слово и «расшифруйте» его, то есть придумайте предложение, первое слово в котором начинается с первой буквы выбранного слова, второе — со второй и так далее. Например, возьмем слово «суслик«. Солнечным утром сосновый лес исключительно красив.
СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Скороговорки для развития речи у детей были придуманы еще в старину. Повторение и перестановка одних и тех же букв или слогов, трудных для произношения, — прекрасное дополнение для развития речи детей. А малышу такие стишки наверняка покажутся милыми и забавными.
Купили каракатице Кружевное платьице. Ходит каракатица, Хвастается платьицем.***Встретил в чаще еж ежа: — Как погода, еж? — Свежа. И пошли домой, дрожа, Сгорбясь, съежась, два ежа.***Ткет ткач ткани на юбку Тане.***Маланья болтушка Молоко болтала – болтала, Да не выболтала. *** Говорит попугай попугаю: *** Вез корабль карамель, ***
|
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!***Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры. Для бобрят добры.***Бублик, баранку, батон и буханку Пекарь из теста, испек спозаранку.*** У маленькой машины цвет мышиный. *** У Кондрата куртка коротковата. *** Была у Наталки каталка на палке. *** Леня лез по лесенке, ***
|