2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Он был установлен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 2007 года, в которой была выражена обеспокоенность высокой численностью детей, страдающих аутизмом. Отмечается ежегодно, начиная с 2008 года.
Аутизм – (от древнегреческого αὐτός — сам) — обозначает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний.
Этот термин, впервые введенный швейцарским психиатром и психологом Э.Блейлером,
обозначает целый комплекс психических и поведенческих расстройств.
Аутизм представляет собой нарушение развития нервной системы.
Обычно выделяют три основных области, в которых аутизм проявляется особенно ярко:
- речь и коммуникация;
- социальное взаимодействие;
- воображение, эмоциональная сфера.
В качестве основных симптомов аутизма называют трудности в общении и социализации,
неспособность установления эмоциональных связей, нарушение речевого развития. Однако следует отметить, что для аутизма характерно аномальное развитие всех областей психики: интеллектуальной и эмоциональной сфер, восприятия, моторики, внимания, памяти, речи.
Несмотря на общность нарушений в психической сфере, аутизм проявляется в разных формах.
Так или иначе каждый из нас слышал об аутизме, а может быть непосредственно взаимодействовал с аутичными детьми, но понимания этой проблемы ещё не до конца полное. Поэтому существую разные «мифы».
МИФ
-
Аутизм – это болезнь, которую можно вылечить
-
Аутизм — это редкое нарушение
-
Аутизм обусловлен неправильным воспитанием ребёнка или плохим обращением родителей
-
Человек с аутизмом не может общаться с другими людьми, смотреть в глаза
-
Люди с аутизмом не могут обучаться в школе, работать
-
Если ребёнок с аутизмом заговорит – все проблемы исчезнут
ФАКТ
-
Аутизм – это нарушение развития, связанное с нарушением работы центральной нервной системы, с которым человек живёт всю жизнь
-
Аутизм встречается у каждого 68-го ребёнка
-
Раннее нарушение отношений между родителем и ребёнком не может вызвать аутизм
-
Аутизм – это целый спектр расстройств, разные люди с этим диагнозом могут вести себя по разному
-
Люди с аутизмом могут интегрироваться в общество, обучаться в школе, ходить на работу
-
Аутизм – это шире, чем просто нарушение речи это, прежде всего, трудности в коммуникации, социальном общении
Портрет аутичного ребёнка.
Причины возникновения аутизма в настоящее время до конца не исследованы. Большинство авторов относят к ним нарушения внутриутробного развития и истощающие болезни раннего детства. У аутичных детей чаще обычного наблюдаются мозговые дисфункции, проявляются нарушения биохимического обмена. Аутизм нередко сочетается с другими психическими расстройствами. Симптомы аутизма можно обнаружить уже в первые месяцы жизни ребенка. У аутичных детей нарушается “комплекс оживления, характерный для нормального развивающихся младенцев. Такой ребенок слабо реагирует на свет, на звук погремушки. Гораздо позднее своих сверстников он начинает узнавать мать. Но, даже узнав ее, он не тянется к ней, не улыбается, не реагирует на ее уход. Для него характерен отсутствующий, неподвижный взгляд “мимо”, “сквозь” человека, он не откликается на свое имя. Внимание аутичного ребенка может неожиданно и надолго привлечь какой-либо яркий предмет, однако также неожиданно ребенок может панически испугаться любого предмета: портрета на стене, собственных пальчиков. У такого младенца часто наблюдаются двигательные стереотипы: он может часами раскачиваться в коляске или в кроватке, однообразно размахивать руками, длительное время издавать одни и те же звуки. В дошкольном возрасте можно заметить такие особенности:
-ребёнок не смотрит в глаза или имеет «скользящий взгляд»;
- не интересуется детьми;
- не любит прикосновений;
- чувствителен к некоторым звукам;
- выстраивает предметы в линейку;
- нет речи, не может сказать чего хочет;
-не осознаёт опасных для жизни ситуаций;
- гиперактивен или наоборот пассивен;
- частые истерики.
Самой яркой особенностью этих детей, что и является основной причиной непринятия их в обществе — это поведенческие нарушения. Почему часто поведение аутичного ребёнка в привычных для нас местах становится социально неприемлемым. Это связано с нарушением восприятия сигналов из внешней среды, поступающих в кору головного мозга и обработкой этих сигналов.
Для аутичных детей свойственно отставание в развитии речи. Если аутичный ребенок и владеет фразовой речью, в ней, как правило, отсутствует местоимение
“Я”. Понятие “Я” чуждо этим детям. Они говорят о себе во 2-м или в 3-м лице.
Аутичные дети, как правило, ни к кому не обращаются с прямыми вопросами, уклоняются от прямых ответов на вопросы, обращенные к ним (часто они их даже не слышат). У них могут быть нарушены интонация, ритм речи, они неверно ставят ударения в словах. Научить их говорить правильно довольно трудно, так как они не осознают необходимости этого. Одни дети с аутизмом могут вообще не пользоваться речью, а другие выдают развернутые взрослые монологи, цитируют фразы из книжек и мультфильмов. И в том, и в другом случаи их речь практически не выступает средством общения.
Не воспринимая своего “Я”, не чувствуя своего тела, его границ, дети с нарушением общения испытывают и определенные трудности при формировании навыков самообслуживания. Как правило, они позже других детей, научаются одеваться, раздеваться, употреблять по назначению горшок.
Причем многократный показ одного и того же действия не приводит к желаемому результату: ребенок не осваивает его.
Аутичный ребёнок может подолгу находится один, не умеет выражать свои желания, обращаться за помощью, даже взглядом, а взрослого человека может использовать как неодушевленный предмет: залазить на него, чтобы достать до полки, действовать его руками.
Аутизму не всегда сопутствует снижение интеллекта. Практический (не связанный с речью) интеллект может даже превышать возрастную норму. Аутичные дети часто успешно работают с головоломками, кубиками, мозаиками, и эту склонность необходимо использовать для налаживания контактов с ними. Иногда таким детям доставляет удовольствие коллекционировать разные предметы: камушки, бумажки, палочки. Аутисты могут быть парциально одаренными и проявлять успешность в отдельных областях: обладать абсолютным музыкальным слухом, отлично играть в шахматы, рисовать, считать.
Если уж такой ребенок смог как-то влиться в этот мир, то он будет оберегать привычный для него уклад жизни. Не потому что он упрям, а потому что, любые, даже незначительные изменения, подобны кошмару. Пошли на прогулку другим маршрутом – истерика. Мама поменяла вещи местами – скандал, а переезд на другое место жительства может обернуться настоящей катастрофой. При этом не каждый ребенок аутист будет ярко и бурно выражать свои эмоции, реакция может быть незаметной и отставленной во времени – перестал кушать, говорить или поднялась температура.
Советский детский психиатр и дефектолог Клара Самойловна Лебединская считает, что без своевременной диагностики и медико-педагогической помощи значительная часть этих детей становится необучаемой и не приспособленной к жизни вообще. И, наоборот, при раннем выявлении нарушения и своевременно проведенной коррекционной работе большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко — и развить их потенциальные способности.
Учитывая рост количества выявленных диагнозов, в ближайшем будущем с аутизмом может столкнуться каждый из нас. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно число детей с аутизмом увеличивается на 13%.
Материал подготовил: учитель-логопед
Лукьяненко Юлия Владимировна