«

»

Распечатать Запись

Значение художественной литературы в формировании личности ребенка

 

1

Одной из приоритетных проблем нашего времени является приобщение ребёнка к художественной литературе. К сожалению, в век информатизации отношение людей к книге изменилось. Родители стали меньше читать детям. Книга перестала быть для них источником информации. Телевизор, видео, компьютер поглощают мир ребёнка, да и некоторых взрослых, завоёвывая заповедные уголки его сознания и души. В тоже время все знают о том, что именно художественная литература служит могучим средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

Несмотря на особенности нашего «сумасшедшего» времени, очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С.Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке «талант читателя».

Знакомство детей с художественной литературой в детском саду начинается с раннего возраста, с разучивания с детьми потешек, песенок, которые вызывают у них радостные эмоции, помогают координировать движения, развивать речь. Более старшие дети очень любят считалки. Посредством считалок играющие распределяют роли и устанавливают очередь для начала игры. Они организовывают детский коллектив в игре, поддерживая в ней строгий порядок. Не задумываясь о содержании, дети механически запоминают считалку. С помощью дразнилок дети всё время себя воспитывают, учат товарищей и сами учатся быть честными, справедливыми, добрыми.

Дети дошкольного возраста до определённого момента слушатели, а не читатели. Художественное произведение читает для них взрослый, поэтому перед нами стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному, вызвать у детей интерес, почувствовать силу слова, на долго запомнить содержание.

Детям мы предлагаем слушать сказки, рассказы, короткие стихотворения, произведения детских писателей. Сказки детям мы стараемся не читать, а рассказывать и даже разыгрывать их, передавая действия в лицах, в движении. К таким сказкам относятся кумулятивные («цепочные»): «Колобок», «Репка», «Теремок» и другие.

При чтении, рассказывании и инсценировании сказок мы подводим детей к пониманию жанра сказки, обратив их внимание на специфичность художественной формы, образность языка (повторы, зачин, концовка, сравнения, постоянные эпитеты), учим понимать отличия сказки от рассказа.

Следует отметить весомое значение художественной литературы на занятиях. Ритмичные строки помогают в запоминании чисел, подсказывают правила светофора. Стихотворения и рассказы воспитывают любовь к маме, заботу о близких, бережное отношение к природе, разучивание пословиц и поговорок помогает ценить дружбу и быть трудолюбивыми.

Для детей мы подбираем литературу с яркими иллюстрациями.

Также мы учитываем тематическое многообразие произведений. В детском чтении представляем все темы: детская игра и игрушки, природа, животный мир, взаимоотношения детей и взрослых, взаимоотношения в детском коллективе, семья,   честь и долг, любовь к Родине, историческая тема и многие другие.

Также мы подбираем литературу для мальчиков и девочек. Это не значит, что мальчики и девочки должны читать совершенно разные книги. Это значит, что мы учитываем, что девочкам в большей степени нужно читать те книги, в которых говорится о женских добродетелях, о ведении дома, о женском предназначении. Впечатления, полученные от книг, девочки переносят в игры — становятся принцессами, устраивают бал, мастерят бумажные одежды,  атрибуты к балу, рисуют.

Мальчикам более интересна литература о сильных мужественных людях, о путешествиях, изобретениях, поведении человека в нештатных ситуациях. Их интересуют различные энциклопедии, нравится рассматривать карты. Свои впечатления от чтения и просмотра книг они тоже, как и девочки переносят в игры- летят в космос на ракете, сражаются с огромными динозаврами, плывут на пиратском корабле и чертят карты сокровищ.

Дети дошкольного возраста обожают сказки. Они являются важным механизмом развития в ребёнке тонкого понимания внутреннего мира человека, способом снятия тревоги и страха, воспитания уверенности в себе. Более благоприятное состояние ре-бёнка для восприятия сказки — перед сном, когда ребёнок расслаблен. Учитывая это, в нашем детском саду мы используем медитативные сказки перед сном. Непринуждённая обстановка, задушевный настрой, доброта и радость — всё, что способствует личностному росту. Сказки звучат с использованием средств интонационной выразительности, что вызывает у детей интерес, помогает почувствовать силу слова, сопереживать и радоваться.

Уже много лет подряд проводим вечера чтения стихотворений для родителей, в которых участвуют все дети группы.  Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и  средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. Поэзия расширяет знания об окружающем, вызывает эмоциональный отклик.

В нашей группе оформлен уголок книги. Это особое место, где ребёнок может самостоятельно по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Подбор книг удовлетворяет разнообразные литературные интересы детей. Есть иллюстрации с изображением портретов известных детям писателей. Свои впечатления, полученные от прочтения книги или просмотра иллюстрации, дети могут отобразить в рисунках, для этого в уголке книги размещены карандаши, краски, восковые мелки. И мы с уверенностью говорим, что детская книга помогает в воспитании и развитии личности   ребёнка.      

 

2

Как научить ребенка беречь книги?

                         Для этого необходимо выполнять следующие правила:

- Не делать в книге пометок, надписей, рисунков.

- Не читать во время еды.

- Не загибать листы, пользоваться закладкой.

- Класть книгу только на чистый стол.

- Не разбрасывать книги, хранить их в одном месте.

- Своевременно оказывать скорую помощь «больным» книгам.

 

             Как заучивать наизусть стихотворения  с детьми?

  1. Сначала следует прочитать стихотворение.
  2. Выяснить все непонятные слова и выражения.
  3. Снова прочитать стихотворения, но уже выразительно.
  4. Предложить через 2 минуты ребенку повторить его вслух по памяти, при этом помочь ему.
  5. Предложить ребенку представить себе описываемые события и выразительно прочитать стихотворение, а затем перед сном вновь повторить его.
  6. Утром следующего дня сначала самим прочитать стихотворение выразительно, потом попросить это сделать ребенка.

 

Детям любого возраста необходимо          

читать ежедневно!    

3

 

      Приемы работы со сказкой,   направленные на всестороннее развитие ваших детей

 

 

  1. Изменение ситуации в знакомых сказках.    Сказка «Золушка».

К примеру, вы говорите «Золушка, убегая от принца, потеряла не туфельку, а что-то другое. Но принц все  же нашел ее.

Вопросы: Что  потеряла золушка? Как её нашел принц?

Воображение очень полезно и важно для дошкольника: оно делает его жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной. Здесь малышам предлагается впервые отойти от привычных стереотипов и изобрести новую сказку или какой-то ее эпизод.

  1. Сказка продолжается.  Сказка «Репка».

Предположим, что репка оказалась волшебной, или возможно, возникли споры, как ее правильно разделить между всеми и т.д.

  1. Метод постановки проблемного вопроса в сказке.

 Детям традиционно задается масса вопросов по тексту сказок. Они нередко сформулированы на уровне констатации: Куда пошла Красная Шапочка? Чем закончилась сказка «Колобок»?

         Но куда полезнее вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом, а если бы, всегда ли?).

- а если бы Красная Шапочка заблудилась и не нашла бабушку, что бы могло быть тогда

- зачем Колобок покатился из дома в страшный и незнакомый лес?

- а если бы Лиса не съела Колобка? и т.д.

  1. «Метод аналогий»

Такой метод помогает формировать ассоциативное мышление, что очень необходимо для будущего школьника, и для взрослого человека.

Пример: Ваш ребенок смотрит по телевизору мультфильм «Том и Джерри». По окончании просмотра полезно спросить: «А в каких  сказках тоже встречаются мышки и кошки?» Ребенок начинает вспоминать и проводить параллели.

Другой пример. После чтения сказки «Золушка» дети при вашем участии называют таких же добрых, трудолюбивых, красивых героинь из других сказок (это может быть и красная Шапочка, и Крошечка-Хаврошечка, и сестрица Аленушка)

      Таким образом, умелое руководство и заинтересованность самого взрослого могут помочь ребенку всесторонне развиваться даже при использовании самой знакомой и любимой ребенком сказки.

         Желаем вам успехов!

 4

Воспитатель

Ванюнина Е.А.

 

Постоянная ссылка на это сообщение: https://duz2evp.ru/?p=658

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти теги HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>