День Конституции Республики Крым
11 апреля важная дата в истории государства, в становлении и развитии демократического общества.
Современная Конституция, действующая на территории Республики Крым, полностью адаптирована под законы и правила современного общества и является прочным фундаментом для дальнейшего экономического и социального развития Крыма .
Конституция Республики Крым – основной закон Республики Крым. Принята Государственным Советом Республики Крым 11 апреля 2014 года.
Работа над проектом конституции Республики Крым велась конституционной комиссией во главе с первым заместителем председателя Государственного Совета Республики Крым Григорием Иоффе. В состав комиссии по разработке новой конституции вошли члены президиума Государственного Совета Республики Крым Константин Бахарев, Ефим Фикс, Владимир Клычников, Людмила Лубина, Светлана Савченко, депутат Лентун Безазиев, заслуженный юрист Украины Григорий Демидов, специалисты в сфере юриспруденции, политических и исторических наук, экономисты, правоведы.
Конституция была опубликована в официальной газете Государственного Совета «Крымские известия» 12 апреля 2014 года и вступила в силу со дня официального опубликования.
С целью повышения уровня знаний основного Закона Республики — Конституции, а также в связи с Днем Конституции Крыма, 10 апреля 2015 года Министерство внутренней политики, информации и связи Республики Крым провело в Симферополе акцию по бесплатной раздаче печатных экземпляров Конституции Республики Крым. Все экземпляры Конституции отпечатаны на трех государственных языках Крыма – на русском, украинском и татарском.
В основе Закона лежат фундаментальные ценности, которые стали главной движущей силой возвращения Крыма в состав РФ. Это: свобода, народовластие, вековое единство народов России и Русского мира.
Конституция – правовая основа тех колоссальных преобразований, которые происходят в российском Крыму. Принципы, заложенные в этом документе, находят практическое выражение в жизни крымчан, — подчеркнул Аксёнов.
Уважаемые родители (любое заинтересованное лицо) ,
предложенный ниже материал позволит без больших проблем и сложностей познакомить ребенка с азами правовых знаний. Обращение к этой теме имеет огромное значение для подрастающего поколения и способствует формированию политико-правовой культуры, гражданственности, патриотическому воспитанию. Через накопление знаний о Конституции происходит приобщение к богатейшему наследию и уникальному опыту предков, утверждается понимание неповторимости родной страны, формируется чувство уважения, гордости за достижения своей страны, любви к Отечеству.
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста
Прочитайте детям стихи и выучите понравившееся стихотворение
Стихотворения
Материал подготовила
Широшенко А.В., старший воспитатель
К 100-летию со дня рождения дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана
В Республике Крым готовят мероприятия, посвященные памятной даты — 100-летию со дня рождения дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана.
Мавф олдынъ коклерде. Къырылды къанатлар.
Лякин, Сен учасын, Шаинлер Шаини!
Къалмады адынъны бильмеген Къыталар.
Сен олдынъ халкъымнынъ енъиши, шаны.
Сеитумер Эми
Эти строки (в переводе А. Хуршутова) по-русски звучат так:
Ты погиб в небесах. Изломались крылья.
Но в полёте ты снова – безсмертный орёл!
На просторах страны той, что ты защищал,
Для народа победу и славу обрёл!
Один из самых известных военных пилотов Великой Отечественной войны
… 1 февраля 1971 года в испытательном полете погиб дважды Герой Советского Союза, кавалер многих орденов, известный ас Отечественной войны, заслуженный летчик-испытатель, лауреат Государственной премии Амет-Хан Султан…
По отцу Амет был лакец. Отец, оказавшись в Крыму, он женился на татарке и остался здесь жить. В Алупке, родился и прожил до совершеннолетия и Амет.
На похоронах представители двух делегаций по-восточному подчеркивали свое с покойным землячество. Одни говорили, что плачут горы Дагестана, другие — что скорбит Черное море. Два народа оспаривали честь считать Амета своим сыном. Сам Амет в национальном вопросе занимал позицию твердую. «Отца и мать, — говорил он, — не выбирают, а герой я не татарский и не лакский, а Советского Союза».
Биография его была обычной. После татарской семилетки — аэроклуб. Затем военное училище летчиков. Летчик-истребитель и война. Ее он прошел от первого до последнего дня.
Первую победу одержал таранным ударом: при атаке «Юнкерса-88» над Ярославлем на его «Харрикейне» отказали пулеметы и таран оказался крайне необходимым. Позже он воевал в 9-м гвардейском истребительном полку.
Четырем летчикам этого полка было присвоено звание Героя! Советского Союза дважды — случай в наших ВВС беспрецедентный. Одним из них был Амет-Хан Султан.
Одно время 9-й гвардейский воевал вместе с французским полком «Нормандия—Неман». Вот что писал в своей книге об Амет-Хане французский летчик Франсуа Жофре «24 февраля «Нормандия» торжественно отмечала награждение полка орденом Боевого Красного Знамени.
В этот день я встретил своего друга Амет-Хана и с большим интересом слушал этого невысокого мужчину с густыми черными вьющимися волосами, выбивающимися из-под лихо заломленной набекрень шапки. Все в нем необычно, выразительно и живописно: голос, лицо, жесты и даже его кавалерийское галифе».
Амет был красив и в 50 лет, особенно его живые выразительные глаза. Но при такой яркой внешности он был скромен, застенчив и очень деликатен и тактичен в отношениях с людьми. При семилетнем образовании в нем чувствовалась большая внутренняя интеллигентность.
Не совсем обычным был его путь в летчики-испытатели. После окончания войны Амет был направлен в командную академию ВВС, но не сдал вступительные экзамены. К этому времени возник крымско-татарский вопрос, и его уволили из армии, несмотря на звание дважды Героя Советского Союза. Для чиновников-кадровиков мнение начальства о крымских татарах было важнее боевых заслуг.
Куда было деваться в Москве молодому человеку, вся сознательная жизнь которого прошла в полетах и на войне? Амет-Хан оказался в положении критическом.
Первыми его заметили земляки отца из цирковой труппы «Цовкра» — дагестанские канатоходцы — и предложили их возглавить
— Я же не умею ходить по канату, — говорил Амет-Хан.
— Тебе не надо ходить по канату. Твое дело — быть в афишах. Руководитель труппы дважды Герой Советского Союза.
Пригласили в цирк на репетицию. Артистов в «Цовкре» готовили с детского возраста. Амет увидел, как тренер тащит за лонжу на канат мальчишку, а тот боится и плачет.
— Нет, не могу работать там, где мучают детей, — сказал он.
Нужно сказать, что он самозабвенно любил двух своих сыновей. Потом благодаря однополчанам о нем узнали в Министерстве авиационной промышленности и пригласили работать в Летно-исследовательский институт.
Один из руководителей МАП характеризовал его как отчаянного. Он специализировался на рискованных видах испытаний, всегда высказывая готовность к ним.
Война окончилась, за жизнь летчиков-испытателей у начальников всех рангов ответственность повысилась, и они спрашивали испытателя, не слишком ли опасен полет. Летчик обычно говорил что если подойти методично и грамотно, то опасности нет. При этом он хорошо понимал меру опасности, но таковы были правила игры.
Амет эти правила усвоил не сразу, но ему, провоевавшему четыре года, странно было слушать разговоры об опасности.
— Раз нужно, значит можно. Какие там еще опасности?
Он быстро понял специфику работы. Нужно заметить, что не все хорошие боевые летчики, которые приходили в институт после войны, смогли стать хорошими испытателями. Амет же, кроме смелости, обладал природной живостью ума.
В это время авиация подошла к звуковым скоростям, на которых качественно менялись законы аэродинамики. Требовались широкие экспериментальные исследования. Был создан планер с возможной заменой крыльев разной формы и стреловидности. Его буксировали на нужную высоту. Для получения большой скорости на планере имелся пороховой двигатель.
Отцепившись от самолета-буксировщика, летчик планера включал пороховик, на пикировании разгонялся до нужной скорости, а затем выполнял посадку.
Но планер в отличие от обычного был слишком тяжел и имел большую скорость снижения и посадки. Кроме того, управляемость и его поведение на большой скорости были недостаточно прогнозируемы. Для изучения «белых пятен» аэродинамики и был создан такой летательный аппарат.
Разогнаться до большой скорости, выполнить специальные маневры и рассчитать посадку нужно было за очень малое время. Эти испытания были признаны сложными и рискованными как научными сотрудниками, так и летчиками-испытателями. Амет-Хан хорошо справился с ними.
В конце сороковых годов начали создавать крылатые ракеты для борьбы с крупными боевыми кораблями. Ракету делало конструкторское бюро А. И. Микояна, а систему наведения — специальное бюро, которое возглавлял сын Берии, Серго.
Ракета была беспилотной, но для испытаний в нее была встроена кабина пилота. Ракета подвешивалась под самолет Ту-4, который выводился в район испытаний. Затем на ракете запускался реактивный двигатель, и она сбрасывалась с носителя и осуществляла автономный полет на цель.
Летчик должен был следить за программой полета и в случае ее сбоя брать управление на себя. Затем летчик же должен был привести самолет-ракету на аэродром и выполнить посадку, доставив все записи приборов.
Нормального цикла самолетных испытаний ввиду срочности темы этот аппарат не проходил и нормальным требованиям, предъявляемым к самолету, он не удовлетворял.
Угол планирования, как у кирпича, посадочная скорость, как у метеорита, запас топлива на посадке — на одну заправку карманной зажигалки. Такой вот веселый получился самолет.
Для полетов назначили четырех летчиков-испытателей: Анохина, Амет-Хана, Бурцева и от фирмы Берии — Павлова. Утверждая их, министр авиационной промышленности Хруничев спросил:
— Кто такой Амет-Хан?
Ему представили его как «отчаянного». Такая характеристика для этих испытаний начальников устраивала. Амет-Хан показал себя с лучшей стороны.
В одном из полетов по техническим или организационным причинам его псевдосамолет был сброшен с носителя преждевременно с незапущенным двигателем. В условиях крайнего дефицита времени и высоты Амет-Хан успел запустить двигатель и вернуться на аэродром, сохранив уникальный объект испытаний.
Я думаю, что успех определила не отчаянность, а самообладание и выдержка. Когда летные испытания были закончены, провели боевую работу. От одного попадания такой ракеты служивший мишенью старый крейсер разломился пополам. Летчики-испытатели за эту работу были удостоены Сталинской премии.
Амет-Хат стал классным летчиком-испытателем и на новом поприще подтвердил репутацию аса. Однако, несмотря на успехи в работе и на то, что его заслуги были отмечены высшими наградами, жизнь его была небезоблачна. Земляки-крымчане просили его участвовать в обращениях к общественности и правительству о возвращении их на родину в Крым.
Конечно, он не мог оставаться безучастным к судьбе своего народа. Его вызывали в высокие партийные инстанции и требовали невмешательства в татарский вопрос. Амет-Хан понимал несправедливость и нелепость акции выселения татар из Крыма, но он подчинялся военной и партийной дисциплине.
Иногда он придерживался запретов ЦК, иногда — нет, что ему не проходило даром. Так, его не пустили во Францию, куда он был приглашен на юбилей полка «Нормандия-Неман». Формальным поводом было то, что он в это время испытывал секретный истребитель Су-9, хотя Амет-Хан принимал участие только в испытании двигателя этого самолета.
— Интересно, какие тайны я могу выдать? — вопрошал он. — Каковы обороты турбины или температура газа?
Было очевидно, что это наказание за несоблюдение табу по национальному вопросу. Ему намекали, что смени он национальность на отцовскую, многие проблемы в его жизни отпадут. На это Амет-Хан пойти не мог.
Свою обиду Амет переживал молча, редко делился с самыми близкими товарищами. Он хорошо понимал, как трудно осуществить возвращение татар в их отчие дома, в которых уже живут другие люди. Эти думы тревожили его больше, чем рискованные полеты. Когда медицинская комиссия отстранила его от полетов на истребителях, он успешно освоил тяжелые машины и хорошо на ник работал до рокового дня 1 февраля 1971 года.
Материал подготовила
Широшенко А.В., старший воспитатель
Всероссийский день семьи, любви и верности
Ежегодно в этот день в нашей стране отмечается Всероссийский день семьи, любви и верности.
Символично, что впервые он отмечался в 2008 году, который был объявлен годом семьи.
Этот праздник в России учрежден по инициативе депутатов Государственной Думы, которая была поддержана всеми традиционными религиозными организациями России — ведь идея празднования Дня семьи, любви и верности не имеет конфессиональных границ. В каждой религии есть примеры семейной верности и любви.
Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома (Владимирской области).
Семья — это еще и очень важная социальная единица, которая находится под охраной закона. В Статье 38 Конституции РФ изложено:
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.
3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
У нового семейного праздника уже есть памятная медаль «За любовь и верность», которая вручается 8 июля, и очень нежный символ — ромашка, ведь этот полевой цветок издревле считался на Руси символом любви.
И, конечно же, — это замечательный повод собраться всей семьей, проявить особенную заботу о своих родных и близких. Ведь этому теплому празднику рады в любом доме.
Материал подготовил:
ст.воспитатель Широшенко А.В.