«

»

Распечатать Запись

Иван Константинович Айвазовский – мастер морского пейзажа. 200-летию со дня рождения посвящается

ajvazovsky

Общение с природой дает человеку массу приятных впечатлений. Древние греки говорили: «Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается».

Особым даром понимать природу обладал романтический художник Иван Константинович Айвазовский.

Aivazovsky_portrait_by_Tyranov

Море было для него одним из самых ярких чудес природы.  Марина – самостоятельный вид ландшафтной живописи. Слово «марина» (от французского слова «marine») означает картину, изображающую морской вид. Маринист — художник, изображающий море.

Знакомство с миром романтизма — искусством страсти, выражением могущества природных сил и воли человека, способствует возникновению у детей эстетических переживаний, формированию нравственных чувств.

 Предложите детям, познакомиться с художником-маринистом И. К. Айвазовским, с его романтическими морскими пейзажами, чтобы научить их слышать и видеть в природе множество красок, звуков, форм, превращений.

В своих произведениях художник изображал корабли, борющиеся с волнами, движения волн и света, различные состояния морской стихии…

«Девятый вал» (1850)

девятый вал

Картина посвящена шторму, увиденному и испытанному во время одного из путешествий самим художником. Эта буря произошла в 1844 году в Бискайском заливе. Тогда европейские и петербургские газеты сообщили о крушении судна и гибели молодого мариниста.

Размер полотна (221х332) создает у зрителя впечатление присутствия среди громадных и вздымающихся морских волн.

На обломках мачты с трудом удерживаются, обессилевшие после кораблекрушения, люди. Еще несколько секунд и их настигнет девятая волна.

Один из спасающихся видит берег и машет красным платком с просьбой о спасении. И вот наступает утро. Восход солнца, озаривший небо и волны  ярким солнечным светом, дарит пострадавшим надежду на спасение.

Вот, что писал молодой живописец об этом  событии: «Страх не подавил во мне способности воспринять и сохранять в памяти впечатления, произведенного на меня бурею, как дивною живою картиной».

Рекомендации родителям:

Расскажите ребенку о своих впечатлениях от картины. Задайте ему следующие вопросы:

  • Каким изображено море?

  • Какие чувства оно вызывает?

  • Какое время дня показал художник?

  • Видят ли моряки берег?

  • Почему один из моряков машет красным платком?

  • Хотел бы ты оказаться на месте потерпевших?

  • Всегда ли человек может управлять природой?

«Радуга»

радуга

Перед нами разбушевавшаяся морская стихия. Корабль, покосившись на бок, сдавшись безжалостным, разъяренным волнам, терпит крушение. Моряки успели пересесть в шлюпку, но волны несут их к скалам. В ожидании опасности спасающиеся люди пытаются развернуться и отвести удар. Оказавшись в жестких морских объятьях, моряки понимают, что их гибель неизбежна. Однако не все смирились с горькой участью и покорно смотрят в глаза судьбы.

Художник рисует разные характеры: впередсмотрящий привстал, пытаясь рассмотреть скалы, чтобы найти среди них пологое место, маленькую бухту, куда можно было бы направить шлюпку. Моряк, стоящий с веслом во весь рост, готов бороться до конца и точно следовать указаниям впередсмотрящего. Гребец ведет лодку из последних сил.  Кто-то машет шляпой, приветствуя свой близкий конец. И вдруг, над живым клокочущим морем, сквозь волны и тучи, пробилось солнце, а с ним появилось спасительное сияние радуги. Эта радуга дала морякам надежду на спасение.

Рекомендации родителям:

Опишите картину.  Расскажите ребенку о чувствах, которые вы испытываете?   Задайте ему несколько вопросов:

  • Как называется эта картина? А как бы ты назвал эту картину? («Наедине со стихией», «Кораблекрушение»…)

  • Почему художник выбрал такое название? (Радуга была знаком надежды)

  • Что случилось с судном?

  • Как ведут себя моряки? Какими качествами характера они обладают?

  • Как ты думаешь, моряки будут спасены?

Не забудьте сделать совместный вывод: Эти мужественные люди остались в живых, потому что они умеют бороться с трудностями. Само название служит подсказкой. Надежда умирает последней.

 

 

«Среди волн»

среди волн

Картина написана художником за 10 дней до его 80-летия.

Морская стихия представлена художником в образе бездны, неподвластной человеческому разуму. Гигантские волны-валы играют между собой, наслаждаясь неукротимой властью. С одной стороны художник показывает красоту и величие водной стихии, с другой – беспощадность, необузданную мощь, первобытный хаос.

Художник, влюбленный в море, передает нам характер, настроение моря, заставляет зрителя пережить чувство восторга и чувство страха перед этой неведомой силой.

Рекомендации родителям

Попросите ребенка описать море. Задайте следующие вопросы:

  • Нравится ли ему море? Каким оно бывает? (спокойным, зеркально-гладким, взволнованным, безмятежным, бушующим…)

  • Что такое морской штиль?

  • В каких картинах Айвазовского изображен морской штиль?

  • Как он относится к морским путешествиям? Чем они опасны?

Творчество Айвазовского может дать многое для воспитания детей. При встрече с картинами художника ребенок ощущает эмоциональный подъем, радость, восторг. Это и есть красота чувств, переживаний, мыслей, постижимых не только умом, но и сердцем.

Постоянная ссылка на это сообщение: https://duz2evp.ru/?p=3683

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти теги HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>