Распечатать Запись
Иван Константинович Айвазовский – мастер морского пейзажа. 200-летию со дня рождения посвящается
Общение с природой дает человеку массу приятных впечатлений. Древние греки говорили: «Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается».
Особым даром понимать природу обладал романтический художник Иван Константинович Айвазовский.
Море было для него одним из самых ярких чудес природы. Марина – самостоятельный вид ландшафтной живописи. Слово «марина» (от французского слова «marine») означает картину, изображающую морской вид. Маринист — художник, изображающий море.
Знакомство с миром романтизма — искусством страсти, выражением могущества природных сил и воли человека, способствует возникновению у детей эстетических переживаний, формированию нравственных чувств.
Предложите детям, познакомиться с художником-маринистом И. К. Айвазовским, с его романтическими морскими пейзажами, чтобы научить их слышать и видеть в природе множество красок, звуков, форм, превращений.
В своих произведениях художник изображал корабли, борющиеся с волнами, движения волн и света, различные состояния морской стихии…
«Девятый вал» (1850)
Картина посвящена шторму, увиденному и испытанному во время одного из путешествий самим художником. Эта буря произошла в 1844 году в Бискайском заливе. Тогда европейские и петербургские газеты сообщили о крушении судна и гибели молодого мариниста.
Размер полотна (221х332) создает у зрителя впечатление присутствия среди громадных и вздымающихся морских волн.
На обломках мачты с трудом удерживаются, обессилевшие после кораблекрушения, люди. Еще несколько секунд и их настигнет девятая волна.
Один из спасающихся видит берег и машет красным платком с просьбой о спасении. И вот наступает утро. Восход солнца, озаривший небо и волны ярким солнечным светом, дарит пострадавшим надежду на спасение.
Вот, что писал молодой живописец об этом событии: «Страх не подавил во мне способности воспринять и сохранять в памяти впечатления, произведенного на меня бурею, как дивною живою картиной».
Рекомендации родителям:
Расскажите ребенку о своих впечатлениях от картины. Задайте ему следующие вопросы:
-
Каким изображено море?
-
Какие чувства оно вызывает?
-
Какое время дня показал художник?
-
Видят ли моряки берег?
-
Почему один из моряков машет красным платком?
-
Хотел бы ты оказаться на месте потерпевших?
-
Всегда ли человек может управлять природой?
«Радуга»
Перед нами разбушевавшаяся морская стихия. Корабль, покосившись на бок, сдавшись безжалостным, разъяренным волнам, терпит крушение. Моряки успели пересесть в шлюпку, но волны несут их к скалам. В ожидании опасности спасающиеся люди пытаются развернуться и отвести удар. Оказавшись в жестких морских объятьях, моряки понимают, что их гибель неизбежна. Однако не все смирились с горькой участью и покорно смотрят в глаза судьбы.
Художник рисует разные характеры: впередсмотрящий привстал, пытаясь рассмотреть скалы, чтобы найти среди них пологое место, маленькую бухту, куда можно было бы направить шлюпку. Моряк, стоящий с веслом во весь рост, готов бороться до конца и точно следовать указаниям впередсмотрящего. Гребец ведет лодку из последних сил. Кто-то машет шляпой, приветствуя свой близкий конец. И вдруг, над живым клокочущим морем, сквозь волны и тучи, пробилось солнце, а с ним появилось спасительное сияние радуги. Эта радуга дала морякам надежду на спасение.
Рекомендации родителям:
Опишите картину. Расскажите ребенку о чувствах, которые вы испытываете? Задайте ему несколько вопросов:
-
Как называется эта картина? А как бы ты назвал эту картину? («Наедине со стихией», «Кораблекрушение»…)
-
Почему художник выбрал такое название? (Радуга была знаком надежды)
-
Что случилось с судном?
-
Как ведут себя моряки? Какими качествами характера они обладают?
-
Как ты думаешь, моряки будут спасены?
Не забудьте сделать совместный вывод: Эти мужественные люди остались в живых, потому что они умеют бороться с трудностями. Само название служит подсказкой. Надежда умирает последней.
«Среди волн»
Картина написана художником за 10 дней до его 80-летия.
Морская стихия представлена художником в образе бездны, неподвластной человеческому разуму. Гигантские волны-валы играют между собой, наслаждаясь неукротимой властью. С одной стороны художник показывает красоту и величие водной стихии, с другой – беспощадность, необузданную мощь, первобытный хаос.
Художник, влюбленный в море, передает нам характер, настроение моря, заставляет зрителя пережить чувство восторга и чувство страха перед этой неведомой силой.
Рекомендации родителям
Попросите ребенка описать море. Задайте следующие вопросы:
-
Нравится ли ему море? Каким оно бывает? (спокойным, зеркально-гладким, взволнованным, безмятежным, бушующим…)
-
Что такое морской штиль?
-
В каких картинах Айвазовского изображен морской штиль?
-
Как он относится к морским путешествиям? Чем они опасны?
Творчество Айвазовского может дать многое для воспитания детей. При встрече с картинами художника ребенок ощущает эмоциональный подъем, радость, восторг. Это и есть красота чувств, переживаний, мыслей, постижимых не только умом, но и сердцем.
Постоянная ссылка на это сообщение: https://duz2evp.ru/?p=3683