«

»

Распечатать Запись

Поиски и находки «Золотого ключика»

Эти смелые, уверенные в себе, очень любознательные малыши – воспитанники евпаторийского дошкольного учебного заведения № 2 «Золотой ключик»,  с удовольствием играют в шахматы, красиво рисуют красками, карандашами и мелками, знают правила дорожного движения, основы компьютерной грамотности, английский язык, им нравится танцевать и заниматься спортом. К тому же, с раннего детства они дружат с книжками, правильно говорят, активны и общительны.  А ведь каких-то два десятилетия назад сверстники нынешних дошкольников, посещавшие этот детский сад, не имели возможности так развиваться. Неслучайно и воспитатели болезненно реагировали на замечания педагогов и родителей в адрес сада, что дети после его окончания шли в школы недостаточно подготовленными. Именно это заставило их посмотреть на процесс подготовки к обучению дошкольников грамоте с точки зрения психологии. Ведь психологи установили, что около 50 процентов способностей к обучению у детей закладывается в первые четыре года жизни человека, еще 30 процентов – до семи лет. И главное, что основные структуры, необходимые для обучения, формируются у ребенка в течение первых лет жизни. Все остальное, что человек узнает в дальнейшем и чему он учится, строится на этом фундаменте. Поэтому коллектив сада вместе с инициативными заведующей Татьяной Бараниченко и бывшим методистом, заслуженным педагогом Автономной Республики Крым  Натальей Деминой стали воспитывать и обучать детей, основываясь в первую очередь на их образном восприятии мира. Сначала тут приступили к изучению новаторских учебно-воспитательных методик педагогов З. Гольдина и Р. Бербец, предлагающих оригинальное знакомство малышей с буквами. Начали показывать им алфавит с картинками, чтобы было легче запоминать все буквы, применяли и другие подходы в изучении грамоты. Затем взяли на вооружение опыт известного в мире итальянского педагога М. Монтессори, которая убедительно доказала, что чувственное восприятие ребенка дает великолепные результаты работы ума в последующие годы его становления. Разработанные ею упражнения наглядно показывают, что их цель – дать возможность малышам получить навык распознавания данного им разнообразного материала, а не просто знания. Еще в детском саду стали обучать детей и по методике российского педагога В. Базарного. Она основывается на одновременном сочетании интеллектуального и физического развития детей. Собрав по крупицам полезный педагогический материал, в «Золотом ключике» приступили к модернизации учебно-воспитательного процесса с детьми сначала пяти, затем четырех и трех лет. И в первую очередь учили их видеть, слышать, ощущать и сопоставлять, преподнося им сжато, просто и объективно материал об окружающей жизни. В результате в ДУЗ № 2, в первом из всех дошкольных учреждений Евпатории, было введено преподавание этики, организованы шахматный и компьютерный клубы, открыты кабинеты природы, сказки, кабинет по изучению правил дорожного движения, музей игрушки и изостудия. Причем в штате детского сада появились педагогические ставки руководителей кружков. – Мы поняли, что самый лучший воспитатель не сможет один дать детям в полном объеме знания по разным предметам, – вспоминает Татьяна Бараниченко. – Так родилась идея о тесном сотрудничестве с учителями-предметниками, которую поддержали в городском управлении образования. Мы стали искать энтузиастов, желающих работать с малышами по-новому. А когда нашли, активно помогали им в их начинаниях. К счастью, этим молодым и талантливым людям тогда очень многое удалось. Судите сами, работая в единой команде, мы смоглиподнять  качество успеваемости наших воспитанников с 53 процентов в 1995-1996 учебном году  до 90 процентов в 2001-2002 году. А сегодня этот показатель достиг почти 100 процентов. Со временем на базе «Золотого ключика» в городе была создана экспериментальная педагогическая площадка – за всеми его поисками и находками стали наблюдать педагоги Крымского республиканского института последипломного и педагогического образования. А с 2005 года ДУЗ № 2 является экспериментальной площадкой уже регионального уровня. Это дошкольное учебное заведение  единственное в Крыму имеет собственные учебно-методические сборники  – «Конспекты занятий по математике, аппликации и конструированию» и «Конспекты занятий по этическому воспитанию» для детей младшей, средней и старшей групп. Все они составлены так, что взаимосвязаны с другими видами занятий и в этом смысле являются комплексными. Богатый опыт учебно-воспитательной работы евпаторийского «Золотого ключика» теперь могут внедрять на практике не только крымские, но и украинские воспитатели дошкольных учреждений, ведь методические сборники разошлись по разным городам страны. Жизнь не стоит на месте, и в прошлом году в ДУЗ № 2 стали внедрять педагогическую технологию – песочная анимация или рисование песком – это очень увлекательный и при этом расслабляющий процесс, который позволяет развивать фантазию ребенка и раскрыть его внутренний мир. Песочная анимация отличается от классического рисования. Чтобы начать рисовать песком не нужно обладать какими-то особыми умениями, важно, чтобы пальчики и душа малышей заговорили на одном языке, поняли друг друга. А результатом будет – прекрасный рисунок или история. – Применение песочной анимации поможет воспитателям в развитии вариативного мышления малышей, их речи, усилении познавательного интереса, раскрытии нереализованного творческого потенциала, – убеждена воспитатель-методист ДУЗ № 2 Людмила Мухоморина. Нововведением серьезно занялась воспитатель средней группы «Матрешка» Наталья Яковенко, углубленно работающая по этой теме. По ее эскизу для  детей группы сделали специальный стол с подсветкой и отвели уголок в группе. Были соблюдены санитарно-гигиенические нормы: просеян, промыт и прокален речной песок, который хранится в удобном ящике. Теперь его кварцуют не реже одного раза в неделю и учат детей правильному обращению с ним, что нельзя песок есть, высыпать на пол, сыпать в глаза, после игры обязательно промыть руки. Наталья Александровна стала учить своих подопечных техническим элементам применения песка – как рисовать кулачком, ладонью, мизинцем, симметрично двумя руками, щепотью, используя несколько пальцев, насыпанию из кулачков. А еще – ритуалу входа и выхода из игры, общению с песочком: «Здравствуй!», «Я приветствую тебя!», «Какой ты мягкий», «До скорой встречи», «Пока»… Подобные занятия проводят и воспитатели средней группы «Колобок», где тоже красиво оборудован уголок с песочницей, где живет Песочная фея, много всяких игрушек и есть волшебное зеркало. И дети просто обожают проводить тут время. Они фантазируют, открывают свой мир, развиваются, творят. Два песочных стола применяет в своей работе с малышами и практический психолог дошкольного учреждения Ольга Баламутова. Один из них с подсветкой разных цветов. В зависимости от психоэмоционального состояния маленького человечка, желтая подсветка помогает  сосредоточить внимание, красная – возбуждает, а голубая расслабляет. Ведь в своем уютном кабинете Ольга Борисовна встречается с ребятишками, имеющими разные поведенческие проблемы и испытывающими трудности в развитии познавательной сферы. К каждому из мальчишек и девчонок она находит особый подход, теперь уже и с помощью арттерапии. Практический психолог вспоминает, что после одного из занятий с   неугомонным  малышом, он, прощаясь, неожиданно тихо сказал: «До свидания, песочек! Обещаю, что навсегда останусь добрым!» И такие метаморфозы в поведении малышей тут нередки, потому что чудеса в нашей жизни все-таки случаются.

Валентина Лавренко. Фото Алексея Гладкова.

Говорят родители

Алена Прошкина: – Моя дочь Ангелина ходит в детсад «Золотой ключик» уже четыре года и я очень довольна развитием ребенка. Девочка с интересом учится, посещает кружок английского языка, участвует в праздничных мероприятиях, общается с ровесниками. Мне нравится, что в этом дошкольном учреждении дети окружены заботой и вниманием, тут по-домашнему уютная обстановка, тепло в группах, хорошо оборудованы детские площадки на прилегающей территории. Ольга Лысогорская: – Двое моих сыновей девятилетний Саша и шестилетний Миша посещали ДУЗ № 2. Сейчас они учатся в гимназии № 8 с углубленным изучением английского языка. И то, что они были хорошо подготовлены к школе, в этом, безусловно, заслуга воспитателей и педагогов «Золотого ключика». Дети самостоятельно справляются со всеми заданиями, у них все в порядке с успеваемостью.

Мнение воспитателя Елены Ворониной:

– Я работаю в «Золотом ключике» уже двадцать восемь лет, с момента его открытия, и просто не мыслю своей жизни без служения детям. Хотя труд воспитателя довольно непрост, зарплата невысокая, но я люблю свою профессию. За эти годы в коллективе менялись люди, условия работы, внедрялись новые методики, приходилось много учиться самой, совершенствоваться. Присутствуя на всех занятиях вместе с педагогами по грамоте, математике, этике и других мы, воспитатели, затем активно используем эти знания на своих уроках. Такой подход позволяет значительно повысить уровень успеваемости ребят.

Постоянная ссылка на это сообщение: https://duz2evp.ru/?p=66

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти теги HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>